Пандемия коронавируса отразилась на работе ведомств, занятых в сфере ПОД/ФТ
Росфинмониторинг выпустил "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за 2020 год"
В своей деятельности Финмониторинг при выполнении контрольно-надзорных мероприятий координирует взаимодействие субъектов «антиотмывочного» законодательства, Центробанка, других надзорных ведомств, саморегулируемых организаций по вопросам соблюдения норм и требований 115-ФЗ.
На ежегодной основе Финмониторинг составляет список профилактических действий с целью повышения законопослушности субъектов.
В 2020 году по причине распространения коронавирусной инфекции важнейшим направлением работы ведомства стала превентивная работа для сдерживания рисков ОД/ФТ.
В наступившем 2021 году контролировать исполнение норм «антиотмывочной» сферы ведомство будет с помощью автоматической системы, которая сможет определять имеющиеся риски для выполнения профилактических действий.
За 2020 год было обжаловано менее 5% вынесенных административных наказаний, из них 80% обжалуемых постановлений остались в силе, либо был изменен характер наказания со штрафа на предупреждение.
В 2020 году в связи с пандемией первостепенное значение приобрела дистанционная коммуникация с участниками рынка для предотвращения нарушений норм ПОД/ФТ. Ведомство регулярно размещало информацию на официальном портале и в Личном кабинете.
За год ведомство провело свыше 16 тысяч мероприятий превентивного характера для 12 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей в форме письменного предупреждения субъектам закона, консультаций по телефону, рассылки сообщений по электронной почте.
Посредством видеоконференции Финмониторинг организовывал совещания, встречи и семинары с бизнесом и надзорными ведомствами.
В 2020 году продолжил свою работу Совет комплаенс в регионах России, в рамках Евразийской группы действовал Международный Совет комплаенс. Основное внимание Совета было направлено на минимизацию рисков в сфере производства и оборота медицинских товаров, а также товаров и услуг для борьбы с пандемией. По итогам проведенных 15-ти заседаний были разработаны 8 типов ОД/ФТ.
Также большая работа была проведена с сектором продажи недвижимости из-за высоких рисков в период самоизоляции: на базе МУМЦФМ проводились дистанционные встречи с участниками рынка, посредниками, был составлен план мероприятий для вовлечения участников рынка в сферу ПОД/ФТ, даны рекомендации по выявлению бенефициаров при проведении сделок, изучены типы рисков ОД/ФТ, даны разъяснения законодательным поправкам, схеме выявления бенефициаров.
Бизнесу в целом было характерно сокращение числа субъектов, при этом показатель законопослушности удалось удержать на уровне 80,7%, что сравнимо с уровнем годом ранее.
В 2020 году ведомство не проводило плановых проверок согласно Постановлению Правительства №438 от 3 апреля 2020 года. Таким образом, за год осуществлено 52 проверки в 1 квартале года и окончено 3 проверки 2019 года. Однако на дистанционной основе благодаря автоматизированной системе удалось выявить в 98% случаях проверок несоблюдение норм и привлечь субъектов к административной ответственности.
При взаимодействии с правоохранительными органами принято в работу более 300 дел о несоблюдении норм «антиотмывочного» законодательства с дальнейшим вынесением административных наказаний. Чаще всего ведомство в качестве наказания выносило предупреждения, а не штрафы с учетом ковидных ограничений и небольшой тяжести правонарушений.
Росфиномниторинг собрал статистику по наиболее часто встречающимся нарушениям. Некорректное проведение идентификации при выполнении операций лидирует среди нарушений.
Портал «Вести 115-ФЗ»
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ,
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК ПОДНАДЗОРНЫХ СУБЪЕКТОВ,
ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА ОБ АП
В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1, 2 СТАТЬИ 15.27 КОАП РФ
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок 1 квартала 2020 года | ||||
---|---|---|---|---|
N п/п | Лизинговые компании | Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества | Операторы по приему платежей | Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов |
1 | Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев | Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев | Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев | Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества |
2 | Нарушение порядка и срока предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю | Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества | Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ | Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников |
3 | Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников | Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ | Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества | Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев |
4 | Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества | Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ | Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ | Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ |
5 | Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ | Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников | Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников | --- |