Важные изменения в сфере финансового мониторинга для некредитных финансовых организаций в октябре 2016 года

6 минут
Важные изменения в сфере финансового мониторинга для некредитных финансовых организаций в октябре 2016 года

Осень 2016 года внесла существенные коррективы в сферу финансового мониторинга для некредитных финансовых организаций. Напомним читателям об изменениях, вступивших в силу с 1 сентября 2016 г. Положительным следует выделить изменения, касающиеся перечня сведений, устанавливаемых в отношении клиентов с 1 сентября. Если ранее организации обязаны были в отношении каждого клиента принимать меры для установления, в том числе и таких сведений как: сведения о финансовом положении и деловой репутации клиента, цели установления и предполагаемый характер деловых отношений клиента с организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента, то с 1 сентября характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Таким образом, объем, и характер таких мер, организации обязаны установить в своих правилах внутреннего контроля. Мы рекомендуем установить положение, согласно которому, указанные сведения устанавливаются только в отношении клиентов, которым присвоен повышенный (высокий) уровень риска.

Только многие организации привели свои положения правил внутреннего контроля в соответствии с изменениями от 1 сентября, как скоро вступают в силу еще более существенные изменения.

Центральный Банк России выпустил Указание от 18 августа 2016 г. №4105-У, которое вносит изменения в Положение Банка России от 12 декабря 2014 года №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма».

Изменения вступают в силу 15 октября, и сразу отметим, что изменения необходимо учитывать уже с 15 октября, а не пользоваться правом внесения изменения в правила внутреннего контроля не позднее трех месяцев с момента вступления в силу изменений, как это установлено для некредитных финансовых организаций. Обоснованием тому служит положение Указания Банка России от 18 августа 2016 г. №4105-У, согласно которому организации обязаны уже с 15 октября использовать новые анкеты для фиксирования сведений о клиентах, полученных при идентификации. И непременно уже с 15 октября необходимо внести изменения в правила внутреннего контроля, а в большей части в программу идентификации клиентов.

Рассмотрим основные важные изменения.

1. Положение Банка 444-П конкретизирует и раскрывает более подробно положения федерального закона №115-ФЗ в части круга лиц, в отношении которых организация обязана проводить идентификацию. И так, мы видим следующий круг лиц, которых обязана идентифицировать организация:

- физическое или юридическое лицо,

- иностранную структуру без образования юридического лица,

- индивидуального предпринимателя,

- физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой,

которым некредитная финансовая организация оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом в рамках своей профессиональной деятельности в качестве некредитной финансовой организации (далее - клиент);

- лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица (далее - представитель клиента);

- лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - выгодоприобретатель).

2. Конкретизированы положения об идентификации бенефициарных владельцев. Но главное, на что стоит обратить внимание, это обязанность организации принимать решение о признании физического лица бенефициарным владельцем с учетом факторов, предусмотренных правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Таким образом, такие факторы необходимо установить в правилах внутреннего контроля.

3. Конкретизированы сроки обновления информации о клиентах и приведены случаи, когда обновление информации о клиенте может не проводится. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, осуществляется некредитной финансовой организацией в соответствии с порядком, установленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в Положении Банка России 444-П. Из этого следует прямая обязанность организации установить в правилах внутреннего контроля порядок обновления сведений.

4. Обращаем ваше внимание и на то, что если ранее организации при проверке паспорта клиента, использовали сервис, размещенный на сайте федеральной миграционной службы, то сейчас, в связи с упразднением службы, необходимо использовать соответствующие информационные сервисы, размещаемые на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети "Интернет" либо в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. В связи с этим, необходимо внести в правила внутреннего контроля соответствующие изменения.

5. В случае представления клиентом документов на иностранном языке, в случаях и в порядке, предусмотренных некредитной финансовой организацией во внутренних документах, перевод документа (его части) на русский язык вправе выполнить сотрудник некредитной финансовой организации, либо сотрудник лица, которому на основании Федерального закона предоставлены полномочия по проведению идентификации, либо сотрудник специализированной организации, предоставляющей услуги перевода. Перевод должен быть подписан лицом, его осуществившим, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии последнего), должности или реквизитов документа, удостоверяющего личность лица, осуществившего перевод.

Так, если в вашей организации есть сотрудник, обладающий соответствующими знаниями иностранных языков, организация вправе утвердить положение, согласно которому будет осуществляться перевод документов самой организацией.

6. Уточнены сведения, которые получаются организацией от клиента без документарного подтверждения.

Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения некредитной финансовой организацией правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов клиента либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом (представителем клиента) без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).

Достоверность таких сведений подтверждается клиентом в порядке, установленном некредитной финансовой организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Данный порядок необходимо установить в правилах внутреннего контроля.

7. В отношении иностранных публичных должностных лиц, российских и международных публичных должностных лиц, необходимо так же устанавливать должность клиента, а так же наименование и адрес его работодателя.

8. Установлены сведения, которые необходимо фиксировать в отношении документа, подтверждающего наличие у лица полномочий представителя клиента. Такими сведениями являются: наименование, дата выдачи, срок действия, номер документа, на котором основаны полномочия представителя клиента.

9. Существенно расширены требования к содержанию анкеты (досье) клиента. Главным является, то, что в анкете (досье) клиента необходимо фиксировать сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента. Таким образом, при каждом обновлении Перечня необходимо фиксировать сведения о проверке клиента.

Анкеты (досье) клиентов, принятых на обслуживание до 15 октября 2016 г. должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями при очередном обновлении сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах.

Все клиенты центра, которые состоят с нами в договорных отношениях по сопровождению в сфере финансового мониторинга (абонентское обслуживание) получат новые правила внутреннего контроля и новые формы анкет 14 октября и обязаны будут использовать уже новые анкеты с 15 октября.

Источник http://юрист-тлт.рф

  • Комментарии
Загрузка комментариев...