Указанное Постановление вносит изменения сразу в два нормативных акта, регулирующих сферу финансового мониторинга:
-
в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (*прим. для агентств недвижимости, ювелирной отрасли, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей);
-
в Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».
Изменения напрямую касаются, прежде всего, Правил внутреннего контроля организаций и индивидуальных предпринимателей не поднадзорных Банку России. С 30 сентября 2016 года по 30 октября 2016 г. агентства недвижимости, организации и предприниматели ювелирной отрасли, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей обязаны привести свои правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в соответствии с новыми требованиями к правилам.
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ - Пинигина Елена Евгеньевна знакомит читателей с основными изменениями.
- Спустя 15 лет с момента принятия Федерального закона 115-ФЗ закреплены сроки приведения правил внутреннего контроля в соответствие с изменениями законодательства. Ранее срок в 30 дней был рекомендованным и был закреплен только в информационном письме Росфинмониторинга. С 30 сентября срок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
-
Теперь все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вносить изменения в правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
-
Такое закрепление сроков можно считать положительным моментом, т.к. на протяжении 15 лет срок не был урегулирован законом, что обязывало субъектов закона №115-ФЗ приводить правила внутреннего контроля сразу при вступлении в силу изменений, касающихся положений правил (*прим. у некредитных финансовых организаций срок установлен Банком России и составляет 3 месяца).
-
Расширено содержание программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Правила внутреннего контроля требуют многочисленных дополнений и описания процедур осуществления внутреннего контроля.
-
Установлены требования к форме правил внутреннего контроля. С 30 сентября они должны быть строго в виде документа на бумажном носителе.
Изменения в Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (утверждено Постановлением Правительства №209) касаются в основном необходимости представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона и приведения формулировок соответствующих положений в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ.
Для реализации обязанности по представлению информации в Росфинмониторинг о случаях отказа в ближайшее время ожидается и внесение соответствующих изменений в Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с последующей регистрацией в Министерстве юстиции), в Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 № 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению».
Эксперт напоминает читателям о необходимости провести внутреннее обучение:
-
Некредитные финансовые организации обязаны провести целевой (внеплановый) инструктаж не позднее 5 октября.
-
Иные организации и индивидуальные предприниматели обязаны провести внеплановый (дополнительный) инструктаж в самые короткие сроки с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 №933 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Источник http://юрист-тлт.рф