С 1 сентября 2016 года действует новая редакция «антиотмывочного» Федерального закона №115-ФЗ

5 минут

01 сентября 2016 г. начинает действовать новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон 115-ФЗ).

Изменения в Федеральный закон 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 23.06.2016 г. №191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Всем без исключения субъектам Федерального закон 115-ФЗ необходимо внимательно отнестись к новшествам законодательства, в особенности по отношению к процедурам  проведения идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и  бенефициарных владельцев.

Рассмотрим подробнее основные изменения:

1) Изменения в статью 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Новая редакция затронула перечень сведений устанавливаемых в отношении клиента - юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) бенефициарного владельца клиента – юридического лица. Соответственно всем субъектам Федерального закона №115-ФЗ необходимо внести изменения в анкету клиента и в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

ВНИМАНИЕ! Для некредитных финансовых организаций (ломбарды, МФО, КПК, СКПК и др. НФО) срок внесения изменения в правила внутреннего контроля установлен – 3 месяца. Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей (ювелирная отрасль, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, лизинговые компании и др.) срок внесения изменений установлен – 30 дней. ОДНАКО! Закон вступил в силу 01 сентября, а значит перечень сведений, устанавливаемый при идентификации клиентов необходимо использовать уже с 01 сентября 2016 г. Используемые вами формы анкет так же необходимо дополнить. Например, теперь необходимо отдельно указывать организационно-правовую форму юридического лица. В анкету необходимо включить и сведения, устанавливаемые для юридических лиц, зарегистрированных в  соответствии с  законодательством  иностранного государства.

2) С 01 сентября для субъектов Федерального закона №115-ФЗ появилась возможность определять характер и объем мер, направленных на изучение клиентов при проведении идентификации и дальнейшем обслуживании, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Речь идет о таких мерах как:

  • получение информации о целях установления и предполагаемом характере  деловых отношений клиентов с организацией или индивидуальным предпринимателем,

  • определение целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов,

  • определение источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Указанные изменения положительно скажутся на процедуре идентификации и изучении клиентов, так как в значительной мере позволяют организации или индивидуальному предпринимателю самостоятельно принять решение об объеме принимаемых мер. Следует сразу отметить, что разъяснений надзорных органов о применении такой «дозволенности» на сегодняшний день нет. Но по смыслу законодательства можно сделать вывод, что в отношении клиентов, которые попадают в группу риска с повышенной (высокой) степенью, следует принимать меры в полном объеме и устанавливать всю информацию, предусмотренную законодательством. Кроме того субъектам федерального закона №115-ФЗ необходимо самостоятельно установить объем принимаемых мер и их характер в зависимости от установленного клиенту степени (уровня) риска и зафиксировать соответствующие положения в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. 

 3) С 01 сентября субъекты Федерального закона №115-ФЗ вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

«При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, используют сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Таким образом указанные новшества позволяют надлежащим образом выполнить требование о подтверждении достоверности сведений, установленных в ходе идентификации, с использованием надлежащим образом заверенных копий в том числе и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Нововведение значительно ускорит документооборот между субъектами федерального закона 115-ФЗ и их клиентами, что позволит ускорить выполнение обязанности по идентификации клиентов до приема на обслуживание и соответственно сократить время для заключения договора.

 4) Дополнены и обязанности клиентов. Теперь клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.

Мы напоминаем нашим читателям, что в связи с вступившими в силу изменениями им необходимо выполнить обязанности, установленные федеральным законом №115-ФЗ и иными нормативными актами сферы финансового мониторинга, а именно:

  1. Внести изменения в формы анкет клиентов с 01.09.2016 г.

  2. Внести изменения в правила внутреннего контроля в кротчайшие сроки, так как применение правил внутреннего контроля без учета вступивших в силу изменений, может повлечь нарушение законодательства. Если вы приняли решение отложить вопрос по приведению правил в соответствие с действующим законодательством до истечения срока внесения изменения, изменения необходимо применять во внутренних документах при проведении идентификации и изучении клиентов уже с 01 сентября.

  3. Необходимо провести внутреннее обучение и оформить внутренний инструктаж по форме, утвержденной в вашей организации или индивидуальным предпринимателем. Некредитные финансовые организации обязаны провести такое обучение не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих изменений. Иным организациям мы рекомендуем проводить такое обучение в дату вступления в силу изменений.

Для некредитных финансовых организаций существенные изменения, которые касаются правил внутреннего контроля вступают в силу и 3 сентября. Следите за нашими публикациями, мы напишем об этом отдельную статью.


Источник http://юрист-тлт.рф

  • Комментарии
Загрузка комментариев...