Разработчиком проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является Росфинмониторинг.
Согласно пояснительной записке к проекту, проект разработан по результатам мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2017 г. № ИШ-П13-8073.
Законопроектом предлагается с учетом Рекомендации 1 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), касающейся применения риск-ориентированного подхода, отменить общую обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при проведении идентификации клиентов – физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, устанавливать и проверять достоверность сведений о миграционной карте и документе, подтверждающем их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
При этом, отмена обозначенного общего требования заменяется возложением на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанности по запросу сведений о документах, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае присвоения операциям принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании иностранных граждан или лиц без гражданства высокой степени (уровня) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма либо в случае получения запроса Росфинмониторинга.
Полученные организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения о документах, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, будут подлежать документальному фиксированию.
В свою очередь, не предоставление вышеобозначенных сведений в силу положений пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», может стать основанием для принятия решения об отказе организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, от совершения операции по распоряжению клиента.
Необходимость внедрения предлагаемых законопроектом подходов также связана с тем, что у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в настоящее время отсутствуют предоставленные действующим законодательством Российской Федерации механизмы проверки достоверности сведений, указанных в миграционной карте и документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являющийся обязательным элементом идентификации.
Реализация предлагаемых инициатив не приведет к снижению эффективности национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Помимо снижения административной нагрузки в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, принятие предусмотренных законопроектом изменений приведет к повышению доступности и привлекательности российского финансового и потребительского сектора в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, и особенно на приграничных территориях Российской Федерации.
Проект соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.Ознакомиться с документом