Новые обязанности субъектов закона №115-ФЗ и новый Перечень лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения.

5 минут
Новые обязанности субъектов закона №115-ФЗ и новый Перечень лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения.

Редакция «ВЕСТИ 115-ФЗ» информирует участников сферы финансового мониторинга и ПОД/ФТ о возможных изменениях их обязанностей в случае принятия законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон №115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В Государственную Думу внесен законопроект №7705п-П4, который 26.10.2017 г. зарегистрирован за №298156-7 и направлен Председателю Государственной Думы.

Как поясняет автор проекта в пояснительной записке, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее - проект федерального закона) направлен на установление правового механизма противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами в данной сфере. Совет Безопасности ООН в резолюции 1540 (2004 г.) постановил, что все государства обязаны принять соответствующие законы, запрещающие предоставлять помощь и финансирование любым негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать и применять ядерное оружие и средства его доставки, в особенности в террористических целях. Учитывая, что ущерб от террористических актов с использованием оружия массового уничтожения представляет собой опасность для всего международного сообщества, требуется дальнейшее совершенствование национального механизма противодействия его распространению. В этой связи целесообразно установить эффективные меры контроля за предоставлением денежных средств и услуг, связанных с распространением оружия массового уничтожения и относящихся к ним материалов. При разработке проекта федерального закона учитывались требования положений 7-ой Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ). Так, в соответствии с 7-ой Рекомендацией ФАТФ странам следует применять целевые финансовые санкции согласно резолюциям Совета Безопасности ООН, относящимся к предупреждению, воспрепятствованию и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования. В соответствии с пояснительной запиской к 7-ой Рекомендации ФАТФ меры, предусмотренные названной Рекомендацией ФАТФ, носят превентивный характер и необходимы в целях замораживания денежных средств или иного имущества юридических и физических лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения. В этой связи в соответствии с проектом федерального закона Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) предлагается дополнить новой статьей 7.5 "Меры по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения".

В соответствии с указанной статьей к мерам по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения относится:

- замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также информирование Росфинмониторинга о принятых мерах;

- обязательный контроль операций с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенного в названный перечень, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

- обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, приостановить операцию на срок 5 рабочих дней с одновременным представлением такой информации в Росфинмониторинг, в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическое или физическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Проектом федерального закона предлагается установить, что порядок формирования Росфинмониторингом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведение до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливается Правительством Российской Федерации. Проектом федерального закона предусматривается, что основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень, будут являться исключительно составляемые в рамках полномочий, предоставленных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения.

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, предусмотренные проектом федерального закона, позволят обеспечить соблюдение требований принятых резолюций Совета Безопасности ООН по КНДР и Ирану, а также возможных будущих резолюций, в том числе в развитие обозначенных.

С целью приведения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствие с международными стандартами в данной сфере (подпункт 10 Раздела "D" пояснительной записки к 6 Рекомендации ФАТФ), проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в статью 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в части ее дополнения новым пунктом, предусматривающим частичную или полную отмену применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в связи с принятием соответствующего решения международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами. Положения проекта федерального закона соответствуют положениям Договора о Европейском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Исходя из текста проекта, в случае его принятия, субъектам закона №115-ФЗ необходимо будет внести существенные изменения в правила внутреннего контроля, организовать процесс проверки клиентов по Перечню лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения и принятие иных мер, направленных на исполнение новых требований законодательства.

Мы следим за развитием событий в плане обсуждения и принятия проекта. О ходе и результатах его рассмотрения будем информировать организации и индивидуальных предпринимателей.


Портал «Вести 115-ФЗ»

  • Комментарии
Загрузка комментариев...