
По результатам 2019 года Центробанк получил от клиентов на 25,2% больше жалоб в отношении микрофинансового рынка по сравнению с годом ранее.
Каждая вторая жалоба (49,6%) подана в связи с взысканием долгов по просроченным займам, но эти жалобы могут быть напрямую не связанными с деятельностью МФО, а относиться к работе коллекторских организаций (как легальных, так и нелегальных).
Также на повышение количества жалоб повлиял тот факт, что активно стала распространяться информация о вступлении в силу с 2019 года ограничений предельного размера долга и дневной процентной ставки, а также о возвращении переплаты клиентам в случае, если факт переплаты будет обнаружен регулятором. Количество таких жалоб выросло в 2,7 раза до 137% от общего числа обращений по деятельности МФО.
Руководитель службы Центробанка по защите прав потребителей Михаил Мамута объяснил, почему происходит рост числа обращений. Клиенты, обращаясь к регулятору по факту нарушений в процессе взыскания, часто имеют претензии к коллекторам, однако, жалуются все равно на ту организацию, где был оформлен заём.
Также на рост числа обращений влияет тот факт, что, оспаривая ежедневную ставку по займам и предельной задолженности, клиенты забывают, что эти требования не касаются договоров, заключенных до вступления новых законодательных изменений в силу.
Но в 4 квартале отмечалось снижение числа жалоб по деятельности МФО в результате разъяснительной работы с потребителями и выводе с рынка компании, которая регулярно допускала нарушения в отношении клиентов в части возврата просроченных долгов.
Портал «Вести 115-ФЗ»