Банки будут сообщать клиентам причину остановки операций по счету

2 минуты
Банки будут сообщать клиентам причину остановки операций по счету

Национальный совет финансового рынка (НСФР) выступил с инициативой о внесении поправок в No115-ФЗ. Цель поправок - обязать банковские организации доводить до клиентов информацию по причинам приостановки или отказа проведения финансовых операций. Принятие подобных изменений продиктовано поручением Президента РФ, опубликованного в связи с массовыми недовольствами по поводу черных списков, которые банки получают от регулятора с середины 2017 года. Черный список ЦБ РФ формируется из клиентов, которым отказали в обслуживании или приостановили выполнение действий на банковском счете из-за возможной причастности к ОД/ФТ.

С физическими и с юридическими лицами, попавшими в список, не охотно взаимодействует финансовый сектор. Это и вызвало волну негодования клиентов финансовых организаций. По итогу был запущен процесс реабилитации лиц, которые были включены в список ошибочно. По правилам реабилитации клиент имеет право предоставить банку доказательства своей непричастности, а затем в случае отказа обратиться в межведомственную комиссию. Но в реальности оказалось, что данный механизм не работает в полную силу: клиенты часто не могут разобраться, почему не функционирует банковский счет. Для клиента любое введенное ограничение (даже для защиты средств от мошенников) означает отказ в операции с последующими обращениями, в том числе в межведомственную комиссию. Получается, что в большинстве случаев поданные жалобы не удовлетворяют заявленным требованиям: не пройдена первая инстанция – банк, отсутствует факт отказа именно по причине попадания в черный список, а значит, такие жалобы не могут быть рассмотрены. Сообщать причину отказа банк может, но не обязан это делать по существующему законодательству. А клиент в этой ситуации имеет право доказать свою непричастность, но без озвученной причины выстроить защиту очень трудно.

Поэтому нужен единый механизм доведения информации о приостановке операции: клиент должен получать информацию о приостановке в день вынесения данного решения с объяснениями причины.

Минфин, Росфинмониторинг и Центробанк не дают комментарии относительно данного законопроекта, так как к разработке проекта еще не приступили. Но в целом Росфинмониторинг настроен относительно данной инициативы положительно.

Техническая возможность реализации подобного проекта зависит от уровня информации, которую необходимо будет предоставлять клиенту. Если банки должны будут при информировании составлять полный отчет с привлечением юристов, то осуществить проект будет трудно из-за недостаточности ресурсов у финансовых организаций.


Портал «Вести 115-ФЗ»

  • Комментарии
Загрузка комментариев...