Вклад профессиональных сообществ рынка недвижимости в «избавление» риэлторов от обязанности уведомлять Росфинмониторинг о сделках на 3 млн. руб. и выше

4 минуты
Вклад профессиональных сообществ рынка недвижимости в «избавление» риэлторов от обязанности уведомлять Росфинмониторинг о сделках на 3 млн. руб. и выше

Одни верят в это с трудом, некоторые думают, что абсолютно все обязанности сняты с риэлторов и пора снимать организацию с учета, а многие запутались в информационном пространстве и не знают какому источнику доверять.

Читайте материал, расставим все точки.

Мы уже писали о законопроекте, который предусматривал внесение в число субъектов «антиотмывочного» закона организаций и предпринимателей оказывающих посреднические и консультационные услуги при осуществлении сделок с недвижимым имуществом. В случае принятия законопроекта, все без исключения лица, связанные с консультированием в сфере недвижимости, а также с оказанием услуг по аренде, тоже оказались бы обязанными исполнять нормы Федерального закона №115-ФЗ.

Кроме того, законопроект не предусматривал исключения для риэлторов обязанности по предоставлению сообщений в Росфинмониторинг о сделках купли-продажи недвижимости стоимостью 3 млн. руб. и выше.

В сентябре 2019 года по инициативе Поволжской Гильдии Риэлторов была создана рабочая группа Российской гильдии риэлторов (РГР) по подготовке обращения о рассмотрении возможности внесения изменений в законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обращение содержало предложения рассмотреть возможность снятия обязанности с риэлторов предоставлять информацию в Росфинмониторинг о сделках купли-продажи недвижимого имущества стоимостью 3 млн. руб. и выше, а также не включение в число субъектов закона лиц, оказывающих консультационные услуги при осуществлении сделок с недвижимым имуществом. В обращении были поставлены и иные вопросы, которые, к сожалению, были оставлены без внимания.

Рабочая группа объединила представителей членов РГР из разных регионов:

  • Унанян Арсен Гамлетович (г. Екатеринбург)
  • Овечкина Юлия Алесеевна (г. Самара)
  • Канухин Сергей Константинович (г. Самара)
  • Рахматова Гузалия Михайловна (г. Самара)
  • Каплинский Владимир Александрович (г. Находка)
  • Зырянов Николай Николаевич (г. Екатериинбург)
  • Шенгель Екатерина Сергеевна (г. Москва)
  • Горлов Сергей Евгеньевич (г. Самара)
  • Пискаева Ольга Викторовна (г. Самара)

Рабочей группой были привлечены эксперты, которых возглавила Пинигина Елена Евгеньевна генеральный директор МЭЦФМ «Национальное достояние», эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ. Работа Пинигиной Елены в группе была отмечена благодарственными письмами со стороны Российской и Поволжской гильдий риэлторов. 


В декабре обращение было направлено в Федеральную службу по финансовому мониторингу и в Комитет Государственной Думы РФ по финансовому рынку.

13.07.2020 г. официально был опубликован Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

Важная поправка исключила для риэлторов обязанность предоставлять в Росфинмониторинг сообщения о сделках с недвижимым имуществом на сумму 3 млн. руб. и выше.

Внимание! Изменения вступят в силу только 10 января 2021 года.

До вступления в силу изменений, риэлторы в прежнем режиме направляют сообщения о сделках, подлежащих обязательному контролю.

Как указала Федеральная служба по финансовому мониторингу в письме, размещенном на сайте ведомства 04.08.2020 http://fedsfm.ru/news/4631, никаких иных существенных изменений для рынка недвижимости внесено не было, иные обязанности сохраняются в полном объеме, в том числе:

  1. по постановке на учёт в Росфинмониторинг до начала осуществления указанной детальности,
  2. разработке правил внутреннего контроля,
  3. назначению специального должностного лица,
  4. проведению идентификации и изучения клиента,
  5. проведению оценки риска клиентов и совершаемых ими операций,
  6. выявлению операций, вызывающих подозрение на ОД/ФТ и представление сведений о них в Росфинмониторинг и т.д.

Таким образом, вывод об исключении организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, из состава субъектов исполнения законодательства о ПОД/ФТ, а равно как по отмене каких-либо обязанностей, кроме информирования об операциях, подлежащих обязательному контролю, является недопустимым.

Стоит обратить внимание и на то, что лица, оказывающие консультационные услуги при осуществлении сделок с недвижимым имуществом не были включены в число субъектов. Обязанности исполнять требования Федерального закона № 115-ФЗ по-прежнему распространяются на тех, кто оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Напомним, что согласно судебной практике под посредническими услугами понимаются любые услуги по операциям с недвижимостью, включающие подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей̆ купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению клиентов.

Особенно следует отметить положительный вклад профессиональных сообществ Российской и Поволжской гильдий риэлторов для рынка недвижимости в совершенствование законодательства о противодействии легализации преступных доходов. МЭЦФМ «Национальное достояние» выражает глубокую благодарность рабочей группе за внесенный для риэлторского сообщества вклад по снижению нагрузки на бизнес, и оказанное доверие эксперту по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ Пинигиной Елене.

Источник: 115fz.pro

  • Комментарии
Загрузка комментариев...