Единая биометрическая система начала работу с 1 июля

С 1 июля начался процесс сбора биометрической информации о гражданах для создания Единой биометрической системы (ЕБС). Предложение об этом ЦБ и Минкомсвязь озвучили в 2016 году. На сегодняшний день в системе задействованы более 10 банков.

Запуск ЕБС позволит гражданам пользоваться банковскими услугами дистанционно, не посещая отделения финансовых организаций.

Создание записи в ЕБС проходит в несколько этапов:

  • Прохождение идентификации в любом банке, который уже запустил процесс сбора данных.

  • Регистрация учетной записи на портале Госуслуг в этом же банке, если она отсутствует,

  • Отправление банком биометрических сведений (фотографическое изображение клиенты и запись его голоса) в ЕБС.

При желании воспользоваться банковскими услугами (открыть вклад, оформить кредит и прочее), клиент должен авторизоваться на сайте Госуслуг и посредством своего телефона, компьютера подтвердить свои биометрические сведения. Если данные об изображении и голосе совпадут с теми, что хранятся в системе, будет открыт доступ к финансовым операциям. В большинстве банков дистанционное пользование услугами будет доступно с 2019 года.

Разработчики утверждают, что безопасность системы хорошо продумана: персональная информация, которая используется для идентификации на портале Госуслуг, хранится отдельно от биометрических данных.

Строгие технические требования предъявлены и банкам, которые данную информацию будут собирать.

Утечка подобной информации может дать мошенникам возможность оформлять кредиты и совершать иные банковские операции. Но применение двух параметров для опознавания – голоса и фотографии - оставляет ничтожный шанс (лишь 1 на 10 миллионов), что система ошибется в идентификации.

Доступ физлиц к данному виду услуги будет бесплатным, за пользование ею придется заплатить финансовым организациям. Запрос в ЕБС будет стоить банкам 200 рублей.

И хотя тариф кажется довольно высоким в пересчете на количество клиентов даже не самой крупной финансовой организации, но традиционные каналы привлечения клиентов обходятся еще дороже. По мнению участников рынка, использование ЕБС может уменьшить расходы организаций в три раза.

Обратная сторона введения системы – перераспределение клиентов. При дистанционной возможности пользования услугами любой организации мелкие региональные учреждения могут лишиться своих клиентов, которые выбирали их по территориальному признаку. Крупные игроки финансовой сферы видят потенциал в дистанционной работе, хотя не умаляют значение разветвленной сети отделений для традиционного взаимодействия с клиентом.

В биометрических сведениях заинтересованы не только финансовые организации. При наличии основания эти данные могут запросить МВД и ФСБ. Интерес этих служб вызван, в частности, усовершенствованием мер по борьбе с терроризмом.


Портал «Вести 115-ФЗ»