Frame 96.png

Отчет Пробирной палаты содержит сведения о рисках ОД/ФТ, характере существующих угроз, причинах уязвимости ювелирного сектора и мерах по снижению рисков

3 минуты
Отчет Пробирной палаты содержит сведения о рисках ОД/ФТ, характере существующих угроз, причинах уязвимости ювелирного сектора и мерах по снижению рисков

На официальном сайте пробирной палаты опубликован Отчет о секторальной оценке рисков ОД/ФТ с использованием сектора драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК), утвержденный Межведомственной комиссией по ПОД/ФТ/ФРОМУ на рабочей встрече 25 января 2019 года.

В документе дается характеристика сектора драгоценных металлов и драгоценных камней, который является крайне разнородным по видам и масштабам бизнеса. Именно эта разнородность структуры диктует разные подходы к управлению рисками ОД/ФТ в отношении субъектов отрасли.

90% компаний в сфере ДМДК – это микро- и малый бизнес и только к 10% участникам применительно понятие средний и крупный бизнес.

Функционал Пробирной палаты подразумевает применение риск-ориентированного подхода к каждому участнику рынка.

Различаются 3 вида субъектов по уровню риска:

  • субъекты высокого уровня риска,

  • субъекты среднего уровня риска,

  • субъекты с низким уровнем риска.

Для высокого уровня риска методики работы контролирующих органов включают в себя плановые и неплановые проверки и передача документов в правоохранительные органы при обнаружении признаков преступных действий.

При среднем уровне чаще принимаются меры профилактического характера и возможна проверка документов организации.

При низком уровне риска ОД/ФТ проводится мониторинг организаций и возможен запрос документов.

Применительно ко всем организациям вне зависимости от уровня риска применяется комплекс обучающих программ, предоставляются общие и частные разъяснения по конкретным вопросам «антиотмывочного» законодательства.

Документ содержит информацию по характеристике существующих угроз в сфере ОД/ФТ.

Самые распространенные угрозы в сфере ДМДК это:

  • хищение бюджетных денег через незаконное возмещение НДС.

Компании, деятельность которых связана с ювелирной отраслью, имеют привилегии в налогообложении в связи со специальными налоговыми режимами, которые распространяются на субъектов и на контрагентов. Поэтому в целях ОД/ФТ формируется цепочка компаний-посредников и создается фиктивный документооборот по сделкам с ломом драгоценных металлов при фактическом использовании слитков. ФНС России контролирует подобные сделки.

  • незаконный аффинаж (очищение от примесей) драгметаллов. Требование закона о сдаче лома драгметаллов на обязательную процедуру аффинажа, существующая с 2015 года, в 6,5 раз уменьшила объем производимого нелегального аффинажа,

  • нелегальный ввоз ДМДК и ювелирных изделий,

  • скупка лома и отходов драгметаллов.

Однако сама система ювелирного бизнеса уязвима для ее использования с целью ОД/ФТ.

По результатам проверок Пробирной палаты, угрозы возникают преимущественно от недостаточного уровня знаний «антиотмывочного» законодательства и неоперативного обучения в связи с принятыми изменениями.

Вторая причина высокой уязвимости сектора заключается в том, что субъекты, осуществляющие скупку и обработку лома и отходов драгметаллов, очень легко могут попасть на рынок, а затем с учетом компактной формы, высокой стоимости материалов транспортировать и продать лом и отходы ДМ в любом регионе. В этом и заключается риск использования отрасли для финансирования терроризма. С соблюдением законодательства в этом секторе ситуация особо напряженная.

Пробирная палата выделяет сегменты, которые имеют повышенную степень риска вовлечения в схемы ОД/ФТ:

  • организации по розничной торговле ювелирными изделиями,

  • организации, занимающиеся скупкой или обработкой лома и отходов драгметаллов, где высока вероятность использования неповрежденных изделий, целых слитков.

Ведомство прописало меры по снижению рисков для участников рынка в виде системы в сфере контроля за оборотом ДМДК, которая включает следующие этапы:

  • ведение учета участников рынка и наличие достоверной информации об их деятельности,

  • отслеживание ДМДК,

  • разделение налогового и таможенного учета действий с ДМДК,

  • нанесение маркировки на изделия.

Совместные действия Росфинмониторинга и Пробирной палаты направлены на информационное взаимодействие с субъектами через Личный кабинет.

Планируется изменение правил лицензирования видов деятельности, которые связаны с оборотом ДМДК. Так введение лицензий на скупку лома и отходов ДМДК закроет вход на рынок нелегальным участникам и ликвидирует первый уровень в цепочке легализации драгметаллов сомнительного происхождения.


Портал «Вести-115-ФЗ»

  • Комментарии
Загрузка комментариев...