"В результате реформы повысится финансовая устойчивость лизинговых компаний"

На вопросы "Ъ" о целях, методах и ожидаемых результатах реформы лизинговой отрасли в России ответил ее главный куратор советник первого заместителя председателя Банка России СЕРГЕЙ МОИСЕЕВ.

— Какие решения уже были приняты регулирующими органами в ходе реформирования лизингового рынка в РФ?

— Подготовка реформы рынка лизинга началась весной 2016 года после проведения Банком России его исследования и анализа. Для разработки предложений была сформирована межведомственная рабочая группа при Минфине, в ее структуре было создано несколько рабочих подгрупп, в которые вошли представители лизинговых компаний. Каждая подгруппа подготовила свои предложения, которые и были включены в пакет предложений по реформе отрасли.

К весне 2017 года Банк России согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы рынка финансового лизинга. Этот план предусматривает подготовку законопроекта по регулированию рынка лизинга, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над законопроектами, вносящими изменения в Гражданский кодекс и Налоговый кодекс.

Минфин и Банк России разработали первый законопроект, который сейчас готовится к внесению в Госдуму. Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала лизинговых компаний, обязательное содержание в фирменном наименовании слова "лизинг" или производных от него слов, запрет на осуществление лизинговыми компаниями некоторых видов деятельности, введение саморегулирования, перечень полномочий Банка России, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

— К каким позитивным изменениям приведут эти действия, как и когда проявится объективный результат?

— В результате реформы повысятся финансовая устойчивость лизинговых компаний, прозрачность их деятельности, укрепится доверие к ним со стороны кредиторов и инвесторов. Этому, в частности, будут способствовать требования к размеру минимального капитала, введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности позволят гармонизировать учет с МСФО. В результате должна снизиться стоимость привлечения лизинговыми компаниями финансовых ресурсов с рынка, в том числе на рынке облигаций. Это, в свою очередь, позволит снизить стоимость лизинга и увеличить сроки финансирования. Поправки в Гражданский кодекс призваны защитить имущественные права лизинговых компаний.

— Каковы основные риски в процессе реализации реформы и насколько они существенны?

— Компании, которые не могут или не желают соответствовать новым правилам, должны будут уйти с рынка лизинга. Они смогут заниматься смежным бизнесом — арендой или продажей имущества в рассрочку, то есть работать в другой юридической форме. Но при этом экономических и правовых преимуществ лизингодателей у них не будет. Кроме того, создание реестра лизинговых компаний позволит избавить рынок от серых лизингодателей, использующих механизм лизинга исключительно для уклонения от налогообложения или получения субсидий от государства.

Саморегулирование при установлении требований к системе управления рисками и внутреннему контролю может привести к затратам для тех компаний, которые пренебрегали внедрением лучших практик корпоративного управления, а переход на новый план счетов и учет потребует обучения персонала и расходов на IT. Внедрение вышеперечисленных новаций будет иметь положительный эффект как для самого рынка лизинга, так и для тех компаний, которые пользуются лизинговыми продуктами.

— Каким должен быть минимальный размер собственных средств у лизинговой компании?

— Предполагается, что минимальный размер собственных средств у лизинговой компании с активами до 500 млн руб. должен будет составлять 20 млн руб., а для компаний с активами от 500 млн руб.— 70 млн руб.

— Должны ли быть ограничения для иностранных игроков на российском лизинговом рынке?

— Реформа не предусматривает ограничений деятельности иностранных лизинговых компаний, которые предоставляют услуги российским организациям. Отечественные предприятия смогут привлекать лизинговое финансирование от нерезидентов.


Источник: https://www.kommersant.ru/