Все новости для субъектов Федерального закона №115-ФЗ 16+

Продавцов меха и ювелирных изделий обяжут присоединиться к системе обязательной маркировки.

Нам предлагают присоединиться к системе обязательной IT маркировки товаров.

Что же это за система? С какой целью она была введена?

В августе 2016г на территории стран ЕврАзЭС была введена обязательная маркировка изделий из меха. Значительный объем «серого импорта» изделий из меха вкупе с невозможностью проведения идентификации легальности изделия на этапе розничной продажи спровоцировали оборот продукции без уплаты налогов. Это заставило государство принять кардинальные меры и ввести систему обязательной маркировки.

C помощью системы маркировки меховых изделий Федеральная налоговая служба намерена взять под контроль оборот всей меховой продукции на рынке и увеличить собираемость налогов в данной отрасли. Система маркировки позволяет проследить путь каждой единицы продукции от производителя или импортера через оптовика и розницу до конечного потребителя.


Экономические условия и изменения законодательства в части контроля за оборотом ювелирной продукции резко снизили объем «серого импорта». Продажа изделий разрешена только при наличии государственного пробирного клейма, а клеймение импортной продукции производится при предоставлении таможенной декларации. При этом во время прохождения таможенной процедуры также составляется акт госконтроля, подтверждающий соответствие товара инвойсу. То есть идентификация ювелирных изделий начинается с начала процедуры импорта. Существовавшие еще 10 лет назад схемы импорта через «толлинг» в настоящее время запрещены. Сейчас оборот драгоценных металлов и камней находиться под  постоянным государственным контролем.


Одним из важнейших пунктов системы «Маркировка» является идентификация продукции в качестве импортной или произведенной на территории РФ. В случае с меховыми изделиями импортные шубы маркируют красными контрольно-идентификационными знаками, а произведенные на территории РФ — зелеными. В ювелирной отрасли такой контроль уже реализован. Импортные ювелирные изделия от отечественных можно отличить по наличию клейма пробы и оттиску именника производителя. На импортных ювелирных изделиях именника нет, есть только проба.


Факт признания клейм вряд ли увеличит приток в РФ импорта из дальнего зарубежья через страны ЕврАзЭС. В настоящее время этому ничто не препятствует — ввози, клейми российским пробирным клеймом и продавай. Тем не менее, объем импорта ювелирных изделий резко сократился в 2015 г. и уже в 2016 г. составил 34% от объёма импорта 2013 г. А объём импортированной продукции из стран ЕврАзЭС в 2015 г. составил 1,7 %, в 2016 г. — 0,9% к общему объему импорта изделий из драгоценных металлов. Утверждение, что система «Маркировка» исключит возможность недобросовестным импортерам указать на ярлыках ювелирных изделий ложную информацию о стане производителя спорно. «Пытливый ум» жуликов всегда найдет слабое место в любой системе и обманет потребителя. Хотелось бы отметить, что согласно существующим правилам системы «Маркировка», товары ввозимые на территорию РФ из стран-участниц ЕврАзЭС маркируются на территории этих стран. При реализации изделий на территории РФ, нанесенные поставщиком контрольно-идентификационные знаки заменять не нужно. А по правилам клеймения ювелирных изделий у импортера есть выбор: реализовать изделие с клеймом стран-участниц ЕврАзЭС или направить изделия перед реализацией (для подтверждения качества) на опробование и клеймение российским государственным пробирным клеймом. 

При этом хочется еще раз остановиться на том, что система обязательной IT маркировки введена не для контроля качества продукции и повышения доверия потребителей, а для контроля движения товара по всей цепочке — от производителя к потребителю. Чтобы защитить рынок от «серой» продукции и бороться с уклонением от уплаты налогов.

При условии введения обязательной маркировки для ювелирных изделий предприятиям (производителям, импортерам, оптовикам, рознице), участвующим в проекте «Маркировка», будет необходимо произвести следующие действия:

  • оформить усиленную квалифицированную электронную подпись руководителя организации (для получения доступа в систему «маркировка»);
  • получить в налоговой инспекции справку о том, что у вашей организации нет задолжностей и/или недоимок;
  • установить программное обеспечение, поддерживающее обмен данными с ГИСМ (Государственной информационной системой маркировки). Программное обеспечение должно обеспечивать передачу информации о продукции и о последующем движении промаркированной продукции до потребителя (на всех этапах);
  • произвести закупку оборудования RFID совместимую с программным обеспечением ГИСМ;
  • вступить в ассоциацию GS1RUS (для всех кто производит электронное маркирование). На этапе внедрения системы «Маркировка» для меховой продукции членство было бесплатно;
  • заключить договор с АО «Гознак» на изготовление «КиЗ», после чего — производить маркировку продукции контрольно-идентификационным знаком (КиЗ).  

«КиЗ» – это бланк строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий встроенную радиочастотную метку, предназначенный для маркировки товаров. Каждая марка имеет уникальный серийный номер и является бланком строгой отчетности. Это означает, что при утере или порче каждого из них необходимо создавать акт. «КиЗ» изготавливаются АО «Гознак». Стоимость 1 шт. «КиЗ» для меховой продукции 15-22 рублей.  Носителями информации в контрольно-идентификационном знаке служат двумерный штриховой код и метка RFID. Маркировка меховых изделий двумерным кодом (QR-кодом) необходима для конечного потребителя. В QR-коде зашифрована ссылка. Перейдя по ней, покупатель сможет получить информацию о шубе или дублёнке на сайте ФНС и убедиться, что изделие ввезено и закуплено легально. А именно: наименование товара, вид меха, страна изготовления, производитель, бренд, продавец, номер декларации соответствия. Все то, что на ювелирной продукции указанно на несъёмном ярлыке ювелирного изделий.

При продаже оптовику, рознице, потребителю, продавец обязан зайти в личный кабинет на информационном ресурсе «Маркировка» и зафиксировать там факт продажи изделия с «КиЗ» в течение срока, установленного законодательством. Это повлечет увеличение нагрузки на бухгалтера, а на крупных предприятиях возможно и введение дополнительной штатной единицы, т.к. вся информация о реализованном товаре через систему «Маркировка» должна отправляться в ФНС.

За производство товаров без маркировки или с нарушением правил маркировки, покупку и реализацию товаров без маркировки предусмотрен штраф:
  • для организаций — от 50 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • для должностных лиц и ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Помимо штрафа нарушителей ждет и другое наказание — конфискация немаркированных меховых изделий.
Также с указанной даты за отказ от маркировки меховых изделий применяется уголовная ответственность в соответствии со статьей 171.1 УК РФ.

Введение системы обязательной маркировки меховой продукции обусловлено тем, что подобного уровня контроля меховой рынок раньше не имел, и это давало простор для реализации разнообразных противоправных схем. Ювелирная же отрасль всегда жестко контролировалась государством на всех этапах оборота драгоценных металлов и камней. Порядок государственного контроля при ввозе-вывозе, клеймении, обороте ювелирной продукции, позволяет осуществлять тот самый контроль, который осуществляется системой маркировки меховой продукции. В ювелирной отрасли клеймение государственным пробирным клеймом дает государственную гарантию качества изделий, и находиться непосредственно на изделии, в отличие от меховой продукции, где контроль за качеством продукции и соответствием маркировки товару, как и прежде, возложен на Роспотребнадзор и подтверждается сертификатом соответствия или декларацией о соответствии.

В заключении хочу сказать, что введение обязательной IT маркировки не даст никаких преимуществ ни российским производителям, ни государству, а повлечет за собой только увеличение финансовых и трудовых ресурсов и сокращения оборота продукции на этапе внедрения системы, как это было в случае с меховыми изделиями. Существующая система государственного контроля достаточна для полного контроля на всех этапах производства и реализации изделий. Я не против внедрения на производстве современных электронных логистических программ. Они помогают контролировать оборот сырья и продукции, сокращают время операций по логистике и отчетности, но при условии, что оснащение производства происходит добровольно по инициативе руководства, а не государства. Маркировка QR кодом изделий для более полного раскрытия информации возможно будет способствовать увеличению доверия потребителей, но только если это будет производиться в добровольном порядке.

У государства и бизнеса разные цели поэтому утопично надеяться, что при разработке данной системы маркировки будет реализовываться цель –повышение доверия потребителей или развитие отрасли.


Эксперт Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Фролова И. В.

источник: Интерфакс