Защита прав предпринимателей

Прокуратура г. Тольятти разъясняет

Шиндяпин Даниил
Отвечает старший помощник прокурора г. Тольятти Шиндяпин Даниил Олегович

Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора в течение последних нескольких лет остается защита прав предпринимателей.

Кто имеет право проводить проверки предпринимателей и когда?

Проверки в отношении предпринимателей могут проводиться как контролирующими органами, так и органами прокуратуры.  Прокурорами проверки осуществляются на основании заданий вышестоящий прокуратур, действующих организационно-распорядительных документов прокуратуры, по обращениям граждан и юридических лиц, либо по информации, размещенной в СМИ, в том числе, в сети Интернет, если информация содержит сведения о нарушении закона.

Но в первую очередь, предприниматели сталкиваются с проверками контролирующих органов. К контролирующим органам относятся  отделы надзорной деятельности пожарного надзора, управление Роспотребнадзора, ГИБДД.

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок перечислены, в статьях 9 и 10 Федерального закона №294. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Если говорить коротко, то для включения в ежегодный план плановых проверок необходимо истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, либо истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки, либо истечение трех лет со дня начала осуществления юридическим лицом деятельности, требующей уведомления об этом.

Все плановые проверки отображены на сайте единого реестра проверок (prоverki.gov.ru). Это автоматизированная система, которую ведет Генеральная прокуратура Российской Федерации. Любой предприниматель или юридическое лицо может зайти на этот сайт, внести в разделе проверок свой ИНН и узнать, включена ли его организация в список плановых проверок на текущий год, либо на следующий год – это будет известно ближе к концу года, поскольку план на 2019 год пока только формируется. Внеплановые проверки могут проводить государственные органы и прокуратура, при наличии определенных оснований.

Для проведения внеплановых проверок есть свои основания, наличие которых проверяет прокуратура. Например, ГИБДД направляет нам заявление о проведении внеплановой проверки организации. Мы рассматриваем это заявление в течение одного рабочего дня и направляем им согласие либо отказ. То есть, прокуратура выступает в роли некоего фильтра, ограждая предпринимателей от необоснованных внеплановых проверок. Внеплановые проверки также проводятся по истечении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений. Например, пожарные проверили организацию, установили нарушение, выдали предписание об устранении нарушения, и в указанную дату выходят на объект для проверки исполнения предписания. Для этого получения согласования прокуратуры им по закону не требуется.

Но наиболее распространенным основанием для внеплановой проверки также является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля о наличии таких обстоятельств, как возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, состоявшийся такой факт, нарушение прав потребителей и нарушение требований к маркировке товаров.

Один из примеров: в Роспотребнадзор поступила жалоба от мамы, которая пишет, что ее ребенку в одном учреждении делали прививку от полиомиелита, прыская вакцину в рот. При этом, прыскают в рот многим детям из одного шприца. Идет ли речь об угрозе здоровью? Очевидно, что да, поэтому проверка была нами согласована по факту возможного возникновения угрозы. Роспотребнадзор, получив разрешение прокуратуры, вышел в больницу, проверил доводы и вынес предписание об устранении ряда выявленных нарушений.

 

Откуда поступает информация об угрозе жизни или здоровью людей?                

Органы контроля получают ее в первую очередь, из обращений граждан. Например, житель пишет жалобу в пожарный надзор: в новом доме нет пожарных рукавов, не работает пожарная сигнализация, лестницы захламлены бытовым мусором, проводка оголена и так далее. При этом, обращение может быть письменным, а может быть направленно на сайт госпожнадзора или другого органа в форме электронного обращения.

Обращаю внимание, что не всякое электронное обращение может являться основанием для внеплановой проверки, а  только с использованием системы ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации). Проще говоря, письмо нужно направить, войдя на сайт через портал «Госуслуги».        

Куда могут обратиться предприниматели, если не согласны с выводами контролирующих органов? Выявляются ли факты, когда должностные лица, представляющие органы государственного контроля или надзора, выходят за пределы своих полномочий и фактически препятствуют законной предпринимательской деятельности?

Да, и как раз, в настоящее время, прокуратура уделяет большое внимание работе в этом направлении. Речь идет уже о преступлениях, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Один из подобных примеров у нас был в 2018 году. Прокуратура провела проверку в отношении заместителя начальника колонии, расположенной в Тольятти. Колония выступала исполнителем по договору об оказании услуг, а заказчиком была коммерческая организация. Колония должна была пошить некие изделия, за которые организация должна была заплатить по договору около 4 млн рублей. при этом, представитель колонии неоднократно понуждал руководство организации передать ему личное дополнительные деньги, за что он сможет повлиять на содержащихся в колонии, чтобы заказ был выполнен качественно и в срок. Фактически, должностное лицо колонии предъявило предпринимателю такие требования, чтобы ему был передан откат в сумме 25% от договора, или 1 млн рублей. То есть, он говорил, что «мы все сделаем, но вы мне за это в течение года отдайте миллион наличными, тогда у вас будет все четко в срок и качественно». Хотя они и без этого обязаны были придерживаться условий заключенного с предпринимателем договора. Представитель колонии  с поличным, при получении взятки, задержан сотрудниками БЭП. А по результатам дополнительной проверки прокуратуры, в действиях руководителя были усмотрены признаки воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), поскольку он, используя свое служебное положение, вмешался в договор, выдвинув дополнительные требования.     В отношении него по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело  по статье  169 Уголовного кодекса РФ «.Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».



Портал «Вести 115-ФЗ»