Предлагается ввести дистанционный метод надзора за исполнением субъектами требований закона №115-ФЗ с учетом риск-ориентированного подхода

Проект Федерального закона N 582466-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях установления основ контроля (надзора) в сфере применения федерального закона" предусматривает внесение в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115- ФЗ изменений, направленных на установление правовых основ контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В преддверии прохождения Россией раунда взаимных оценок ФАТФ, Президентом Российской Федерации 30.05.2018, поставлена задача повышения эффективности контроля (надзора) за выполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящих в эту систему, «антиотмывочного» законодательства с применением рискориентированного подхода.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, необходимость внедрения действенных эффективных механизмов, которые позволили бы сосредоточить усилия на анализе рисков неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ также требуют Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В этой связи проектом федерального закона предусматривается формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга состояния исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также проведения контрольных мероприятий в названной сфере с учетом риск-ориентированного подхода.

Особенностями контроля (надзора) в вышеобозначенной области является осуществление контроля (надзора) несколькими федеральными органами государственной власти, государственным учреждением и Банком России при координирующей роли уполномоченного органа

Законопроектом устанавливаются полномочия органов контроля (надзора) по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. При этом проведение уполномоченным органом дистанционного мониторинга и передача его результатов органам контроля (надзора), государственному учреждению, Банку России позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований и одновременно позволит внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес и ориентированием проверочной деятельности на субъектов контроля (надзора) наиболее подверженным рискам отмывания денег и финансированию терроризма, что в свою очередь позволит качественно повысить эффективность и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность.

Предлагается порядок организации и осуществления контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также организации и проведения уполномоченным органом дистанционного мониторинга в названой сфере определить Президентом Российской Федерации и возложить на надзорные органы определение правил и критериев отнесения деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей к определенному уровню риска.

Таким образом, Риск – оценка, выставленная Росфинмониторингом в личных кабинетах субъектов закона №115-ФЗ в скором времени может стать решающим фактором при определении степени возможного нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Пинигина Елена