Регулятор уточнил процедуры отказа от проведения банковских операций, информирования об отказе и реабилитации клиентов

Центробанк представил малому и среднему бизнесу схему реабилитации после отказа финансовой организации от заключения договора банковского счета (вклада) или выполнения операции.

По итогам совещания 11 февраля 2019 года по теме финансирования малого и среднего бизнеса с целью выполнения механизма повышения осведомленности предпринимателей о работе системы реабилитации, прописанной в антиотмывочном законе № 115-ФЗ, регулятор представил Методические рекомендации по информированию кредитным сектором клиентов о причинах отказа в выполнении финансовой операции или заключении договора банковского вклада (счета).

Причиной создания подобного документа стало то, что не все кредиторы, несмотря на требование закона, предоставляют клиентам отчет по причинам отказа, либо предоставляют отчет с недостаточным количеством информации для обжалования отказа.

Кроме это документ прописывает коммуникацию с клиентом при дистанционном банковском обслуживании и правила информирования таких клиентов.

Особое внимание в документе уделяется вопросу принятия решения об отказе только лишь на основании вынесенных ранее отказов. Регулятор напоминает, что этот фактор должен учитываться кредитными организациями только в совокупности факторов и не может выступать основной причиной для дальнейших отказов.

Центробанк в рекомендациях напомнил участникам финансового рынка, что отказ в проведении операций и заключении договора банковского вклада или счета, равно как и информирование об этом клиентов, являются предметом анализа при проведении регулятором надзорных мероприятий.

№115-ФЗ предполагает двухступенчатый механизм реабилитации клиентов при получении отказа. Сначала клиент должен обратиться в кредитную организацию за разъяснениями о причинах отказа и далее предоставить документы, свидетельствующие об отсутствии оснований для вынесенного решения с отказом. Если кредитная организация не устраняет основания для ранее вынесенного отказа даже после получения соответствующих документов, клиент имеет право на обжалование этих действий в межведомственной комиссии при Центробанке. При этом межведомственная комиссия не решает вопросы, связанные с ограничением дистанционного банковского обслуживания или с отказом в выпуске/перевыпуске банковской карты, так как эти действия не означают отказа в совершении финансовых операций.

Методические рекомендации ЦБ РФ


Портал «Вести 115-ФЗ»