Что проверит Пробирная Палата

Страницы: 1
Что проверит Пробирная Палата, Какие документы и сведения истребует Пробирная Палата при проверке
 
Как показывает практика ювелиры в большинстве случаев не готовы к проверкам. Мы решили поделиться с коллегами перечнем запрашиваемых документов и подробно описать, что подразумевается под каждым документом в части проверки исполнения Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее закон 115-ФЗ) и в каких целях такие документы запрашиваются надзорным органом.
8800-550-2-115 звонок по России бесплатный - это номер для тех, у кого проверка ГИПН и требуется моя профессиональная помощь как независимого юриста-эксперта в области ПОД/ФТ.
И так,
1. Штатное расписание организации.
2. Приказы о назначении генерального директора, главного бухгалтера, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также юриста организации.
3. Утвержденный руководителем перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
4. Свидетельства о прохождении обучения в форме целевого инструктажа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма генерального директора, главного бухгалтера, специального должностного лица, а также юриста организации (при наличии).
Данный перечень документов запрашивается с целью исполнения организацией требований, установленных Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Мы не будем углубляться в содержание указанного Приказа, но напомним, об основных требованиях, который он устанавливает к субъектам Федерального закона №115-ФЗ в том числе и к владельцам ювелирного бизнеса.
Руководитель организации обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Перечень). Перечень должен отвечать требованиям Приказа Росфинмониторинга №203.
Как видно, ГИПН требует представить приказы о назначении не всех сотрудников, а только тех, которые в соответствии с Приказом Росфинмониторинга №203 обязаны пройти обучение в виде целевого инструктажа и повышения уровня знаний.
Напомним, что такое обучение обязаны пройти:
- руководитель организации (филиала),
- главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,
- руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
Специальное должностное лицо организации проходит целевой инструктаж однократно до назначения на соответствующую должность или до начала исполнения функций специального лица.
Повышение уровня знаний проходят все вышеуказанные сотрудники и специальное должностное лицо не реже одного раза в три года.
Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа и повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, которая имеет право проводить такое обучение. Таким документов как раз и является, запрашиваемые ГИПН свидетельства о прохождении обучения в форме целевого инструктажа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
5. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее ПВК по ПОД/ФТ).
Этот документ - «настольная книга» по ПОД/ФТ, который устанавливает порядок организации внутреннего контроля в целях реализации Федерального закона № 115-ФЗ.
На момент проверки ПВК по ПОД/ФТ должны быть актуальными и соответствовать полностью требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Последние изменения в Постановление Правительства вступили в силу 30.09.2016 г. Постановлением установлен срок, в течении которого необходимо привести правила в соответствие с изменениями (до 30 октября 2016 г.).  
6. Документы об образовании и трудовая книжка специального должностного лиц.
Зачем ГИПН документы об образовании специального должностного лица и тем более трудовая книжка? Этот вопрос приходится слышать практически от каждого, кто получил запрос ГИПН.
Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 г. №492 к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля (далее – СДЛ), предъявляются особенные квалификационные требования.
СДЛ организации должно иметь высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Внимание! к индивидуальным предпринимателям такие требования не предъявляются (им достаточно пройти целевой инструктаж).
7. Документы учета прохождения обучения сотрудниками, включенными в перечень о прохождении подготовки в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Документами учета, подтверждающими проведение в организации и у индивидуального предпринимателя внутреннего обучения с сотрудниками, являются например журналы, в которых фиксируется факт поведения обучения с сотрудниками. Руководитель организации самостоятельно утверждает форму такого документа т.к. законодательством не установлена унифицированная форма. Внутреннее обучение проводится в форме вводного, планового и дополнительного инструктажей. Перечень инструктажей, порядок и сроки проведения, порядок фиксирования факта прохождения обучения, установлен Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
8. Документы о проведении внутренних проверок выполнения организацией правил внутреннего контроля.
Порядок проведения такой проверки должен быть предусмотрен в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а именно в программе проверки осуществления внутреннего контроля. Такая проверка проводиться не реже одного раза в полугодие. Документами, подтверждающими проведение такой проверки будут являться: приказ руководителя о проведении проверки, отчет специального должностного лица о результатах проведения внутренней проверки, а в случае обнаружения нарушений в организации внутреннего контроля – отчет о принятии мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
9. Сообщения по форме ФЭС 1-ФМ и/или реестр сообщений (из личного кабинета) об операциях, подлежащих обязательному контролю, направленных в Федеральную службу по финансовому мониторингу с указанием дат совершения операций, сумм, номеров сообщений, дат их предоставления в Росфинмониторинг, статуса сообщения.
Напомним, что перечень операций, подлежащих обязательному контролю установлен ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Особенно следует обратить внимание на операции, проводимые участниками ювелирной отрасли, суммы которых равны или превышают 600 000 рублей. Подробные разъяснения по вопросам таких операций даны в информационном письме Росфинмониторинга №50 от 10 февраля 2016 года «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли».
10. Сообщения по форме ФЭС 3-ФМ о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Информация представляется в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения по форме 3-ФМ через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или с помощью АРМ «Организация-М». Проверка проводиться не реже, чем один раз в три месяца на основании Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень. Результаты проверки направляются в Росфинмониторинг не позднее 5-ти рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки. Обязанность для организаций проводить проверку и информировать о еe результатах уполномоченный орган (Росфинмониторинг) введена еще 30 июня 2013 г. и установлена пп.7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а для индивидуальных предпринимателей такая обязанность возникла с 31.07.2013 г. Порядок формирования и направления формы 3-ФМ для ювелирной отрасли установлен Инструкцией о представлении информации в Федеральную службу по финансовому
мониторингу (Утверждена Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110). Возможность направлять сообщения по форме ФЭС появилась 22 ноября 2015 г.
11. Договоры купли-продажи и договоры на оказание услуг по переработке драгоценных металлов.
12. Товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи, паспорта, акты приема драгоценных металлов (на отправку драгоценных металлов и получение).

Таким образом, при проверке ГИПН проверяется исполнение основных обязанностей организаций и индивидуальных предпринимателей, установленных «антиотмывочным» законодательством. Обращаем внимание, что перечень документов может быть расширен. На нашей практике запрашивались и документы, подтверждающие проведение идентификации клиентов, фиксирования информации о них, и даже соблюдается ли организацией порядок хранения информации, установленной в правилах внутреннего контроля.
Вывод так же можно сделать и том, что при заключении договорных отношений с контрагентом, необходимо внимательно относиться к документам, подтверждающим право на осуществление вида деятельности, на которое требуется разрешение или сертификация, а так же на сроки действия таких документов.

Если в вашей практике запрашивали еще какие либо документы или информацию, предлагаю поделиться с коллегами.  
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, спикер учебных программ ЦИ и ПУЗ.
 
Добрый день. У нас сейчас в ювелирном магазине Пробирная палата проводит проверку по 115-фз. И возник вопрос по смешанным чекам. Покупатель оплачивает товар наличными средствами меньше 40000 и безналичной формой ( карта) меньше 100000. Но товарный чек мы выписываем на сумму более 100000. Проверяющий утверждает , что такая сделка или операция подлежит индентификации и по ней нужно заполнить анкету и включить в форму ФМ3. Мы считаем что это не правильная трактовка закона. Безналичная оплата поступит на счет, и по транзакции будет числится как сумма меньше 100000.  В кассе сумма будет значится меньше 40000. Если тупо проверять банк по ежедневным транзакциям , то эта операция не попадает под проверку. Помогите разобраться. Спасибо.  
Страницы: 1