14 декабря 2016 г. Госдума отклонила проект в части увеличения пороговой суммы операций с ювелирными изделиями

4 минуты

Почему Госдумой был отклонен проект о внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части увеличения пороговой суммы операций с ювелирными изделиями)?

Предлагаемым проектом федерального закона предусматривалось установление двух уровней пороговых значений сумм операций при покупке физическим лицом ювелирных изделий, которые могут осуществляться без идентификации клиента:

  • 150 000 рублей при расчётах наличными денежными средствами;

  • 600 000 рублей при расчётах персонифицированными электронными средствами платежа.

Ситуацию комментирует Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, главный редактор портала «ВЕСТИ 115-ФЗ».

Пинигина Елена Евгеньевна
Пинигина Елена Евгеньевна

«Проект поправок в закон был внесен на рассмотрение в Государственную Думу еще в марте 2015 года. На момент его внесения на рассмотрение, редакция Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не предполагала порогов идентификации покупателя при любой сумме и любом способе платежа при покупке ювелирных изделий в розничной сети.

Согласно пояснительной записке к проекту: «Правоприменительная практика показала, что заложенная в столь жёстком варианте норма обусловила выполнение её требований всего одним процентом субъектов предпринимательской деятельности в области розничной торговли ювелирными изделиями. Установление заведомо невыполнимых требований не позволило контролирующим органам обеспечить эффективный контроль за исполнением законодательства. Из-за опасений потерять часть торгового оборота, выполняя строгую норму Федерального закона № 115-ФЗ, многие предприятия розничной торговли ювелирными изделиями предпочли переместить часть оборота в теневой сектор, что причиняет огромный вред российскому бизнесу и интересам Российской Федерации. В российской действительности, необходимость предоставления продавцу магазина собственных персональных данных, во-первых, сопровождается возникновением у покупателя определённых психологических проблем, а, во-вторых, содержит опасность всевозможных криминальных последствий. В большинстве регионов России покупатели не имеют привычки брать с собой паспорт для посещения магазина, а ведь при покупке ювелирного изделия велика эмоциональная составляющая».

Как отмечает инициатор изменений: «Существование необходимости идентификации клиента при расчёте банковской картой не целесообразна. Во-первых, владелец карты уже идентифицирован банком - эмитентом карты, и проведение повторной идентификации продавцом магазина не имеет смысла. Во-вторых, если на счёте данной карты имеются денежные средства для расчёта за покупку, то они либо имеют законное происхождение, либо уже "отмыты" и проведение повторной идентификации ничем не поможет. В-третьих, при расчёте картой платёж осуществляется в безналичной форме и отслеживается по всем банковским проводкам, а, следовательно, контролируется банковским учреждением, сотрудники которого имеют более высокую квалификацию, нежели продавец магазина».

14 декабря 2016 года проект был отклонен Государственной думой в первом чтении. Причиной стало то, что аналогичное положение уже внесено в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 423-ФЗ. Речь идет о положении закона, вступившем в силу 10 января 2016 года, установившем пороговые значения для идентификации клиента. В настоящее время это порог «закреплен» п. 1.2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ: «При осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».
 
Так в Заключении ответственного комитета (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку) указано: «Таким образом, концепции законопроекта и вышеуказанного Федерального закона № 423-ФЗ в части увеличения сумм покупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, с которых продавец вынужден проводить идентификацию покупателя, и их дифференцирования по способам оплаты полностью идентичны. Различными являются только предельные суммы таких покупок. Учитывая изложенное, Комитет считает целесообразным рекомендовать отклонить в первом чтении проект федерального закона».

Беседовал Юрий Куричев «Вести 115-ФЗ»


  • Комментарии
Загрузка комментариев...