Росфинмониторинг утвердил план график предупреждения нарушений «антиотмывочного» законодательства

Утвержден план-график проведения Росфинмониторингом профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований "антиотмывочного" законодательства.

Такие мероприятия проводятся в отношении операторов по приему платежей, лизинговых компаний, риэлтерских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

Так, предусмотрено вовлечение в систему "добровольного сотрудничества" подконтрольных субъектов через направление информационных писем, распространение буклетов, подготовка руководств по соблюдению обязательных требований. Запланированы семинары для общественных объединений и представителей подконтрольных организаций. Включено доведение до подконтрольных субъектов типологий, информации о рисках и угрозах в целях совершенствования процедур внутреннего контроля.

Не реже 1 раза в квартал на сайте Росфинмониторинга должны размещаться статданные о количестве проведенных контрольных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 28 февраля 2017 г. N 66 "Об утверждении Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

11 мая 2017

Руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании пункта 45 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, и учитывая Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Управлению организации надзорной деятельности (Е.В. Зайцев) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Росфинмониторинга Г.В. Бобрышеву.

Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на 2017 год

Глава I. Общие положения

1.1. Настоящая Программа разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, утвержденными Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания от 20 января 2017 г. N 1), в целях организации проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами мероприятий, направленных на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обязательные требования).

1.2. К субъектам, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия (далее - подконтрольные субъекты), относятся:

а) операторы по приему платежей;

б) лизинговые компании;

в) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

г) индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

д) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

1.3. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

а) предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

б) создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;

в) разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

1.4. Достижение вышеуказанных целей осуществляется за счет решения следующих задач:

а) формирование у подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований;

б) повышение прозрачности системы государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ);

в) повышение правосознания и правовой культуры руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов;

г) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, а также определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

1.5. Период реализации программы: 2017 год.

Глава II. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы

2.1. По состоянию на 31 января 2017 года на учете в Росфинмониторинге состоит более 16 тысяч подконтрольных субъектов, из них около 67% приходится на организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, 17% на лизинговые компании и 15% - операторов по приему платежей.

2.2. Проверки, проводимые Росфинмониторингом на предмет соблюдения обязательных требований, осуществляются на основе риск-ориентированного подхода.

В 2016 году проведено 528 проверок: в 97% выявлены нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ и в 96% - возбуждены дела об административном правонарушении. В результате проведения проверок выявлено 940 нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено 891 административное наказание. К административной ответственности привлечено 174 должностных лица, 21 индивидуальный предприниматель и 159 юридических лиц.

Глава III. Текущий уровень развития профилактических мероприятий

3.1. В рамках профилактики нарушений обязательных требований и в целях формирования их единообразного понимания осуществляется разъяснение требований законодательства как через информационные письма, размещаемые на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Росфинмониторинга), так и в режиме "горячей линии" и в рамках семинаров, конференций, проводимых на регулярной основе с организациями, представляющими интересы подконтрольных субъектов.

3.2. Утвержден перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении в отношении подконтрольных субъектов проверочных мероприятий (далее - Перечень), и порядок ведения указанного Перечня. В Перечне, размещенном на сайте Росфинмониторинга, указаны точные структурные единицы актов, которые содержат обязательные требования, и обеспечена возможность направления комментариев и предложений со стороны пользователей в отношении содержания указанного Перечня.

3.3. На сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям" размещены тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы законодательства о ПОД/ФТ.

3.4. На сайте Росфинмониторинга регулярно актуализируется информация о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых при проведении проверок.

3.5. Основным механизмом коммуникаций и адресного взаимодействия в целях профилактики нарушений с подконтрольными субъектами является личный кабинет - информационный ресурс, который размещен на сайте Росфинмониторинга. Система самообследования и самодекларирования, реализованная в личном кабинете через функционал "Добровольное сотрудничество", ориентирование подконтрольных субъектов на принятие мер по устранению недостатков через механизмы обратной связи позволили повысить уровень законопослушности подконтрольных субъектов в сфере ПОД/ФТ без проведения контрольных мероприятий. В 2016 году количество подконтрольных субъектов, привлечённых к добровольному сотрудничеству, увеличилось в 1,7 раза.

3.6. Одним из приоритетов деятельности Росфинмониторинга в 2017 году будет дальнейшее развитие форматов взаимодействия с частным сектором, внедрение элементов сервисной модели взаимодействия с предпринимательским сообществом. Росфинмониторингом в 2016 году был создан Совет комплаенс - консультативный орган, объединяющий ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации. С участием Совета комплаенс в 2017 году планируется реализовать целый комплекс задач по обучению руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов, разъяснению требований законодательства и повышению уровня финансовой грамотности. Оперативный обмен информацией о новых рисках в сфере ОД/ФТ, схемах (типологиях) и моделях подозрительной деятельности на площадке Совета комплаенс будет содействовать повышению эффективности превентивных мер, реализуемых подконтрольными субъектами, применения ими риск-ориентированного подхода.

Глава IV. Мониторинг и оценка результативности профилактических мероприятий

4.1. Мониторинг и оценка эффективности профилактических мероприятий проводится по следующим направлениям:

- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в обязательных требованиях, о порядке проведения проверок, правах подконтрольных субъектов при проведении проверок;

- вовлеченность подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Росфинмониторингом;

- снижение доли подконтрольных субъектов, повторно совершивших нарушения, в общем количестве подконтрольных субъектов, в которых выявлены нарушения обязательных требований.

4.2. В 2017 году профилактические мероприятия планируется реализовывать на основании Плана-графика проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при организации и осуществлении Росфинмониторингом надзорной деятельности на 2017 год (приложение N 1 к настоящей Программе).

Глава V. Перечень уполномоченных лиц и информирование о профилактических мероприятиях

5.1. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

5.2. Вся информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, размещается на сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям".


Приложение N 1
к Программе проведения Федеральной службой по
финансовому мониторингу профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
законодательства о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма


План-график проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при организации и осуществлении Росфинмониторингом надзорной деятельности

N
п/п

Форма мероприятия

Ответственные исполнители

Периодичность проведения

1.

Вовлечение в систему "добровольного сотрудничества" подконтрольных субъектов через направление информационных писем, распространение буклетов

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга,

В течение 2017 года

2.

Размещение и содержание в актуальном состоянии на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

УОНД

На постоянной основе, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты

3.

Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ и изменениях, вносимых в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие, о необходимых организационных и технических мероприятий для подконтрольных субъектов в целях соблюдения ими обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующее:

УОНД, ЮУ

На постоянной основе, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты

3.1.

Подготовка руководств по соблюдению обязательных требований

УОНД

В течение года на постоянной основе по мере внесения изменений в нормативные правовые акты в срок, не превышающий 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований

3.2.

Размещение руководств по соблюдению обязательных требований на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сайтах территориальных органов, сайте Автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" и в личных кабинетах

УОНД

На постоянной основе по мере обновления руководств или подготовки новых

3.3.

Направление руководств в профессиональные союзы, объединения и ассоциации

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе по мере обновления руководств или подготовки новых

3.4.

Проведение семинаров для общественных объединений и представителей подконтрольных организаций

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты

3.5.

Направление подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе по мере выявления

4.

Разъяснение подконтрольным субъектам вопросов, возникающих в части соблюдения обязательных требований, путем проведения консультативных совещаний с ассоциациями (союзами), гильдиями, иными профессиональными объединениями, рабочих встреч, "горячей линии", консультаций в общественных приемных

УОНД, ЮУ, территориальные органы Росфинмониторинга

Не реже одного раза в квартал

5.

Доведение до подконтрольных субъектов типологий, информации о рисках и угрозах в целях совершенствования процедур внутреннего контроля

УОНД, УМТ, УПОД, УПФТ, УРБС

По мере выявления

6. 

Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, включая выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений, доведение до подконтрольных субъектов результатов анализа и обобщения правоприменительной практики путем размещения на сайте Росфинмониторинга и в личных кабинетах

УОНД, ЮУ, территориальные органы Росфинмониторинга

Не реже одного раза в квартал

7.

Публикация на сайте Росфинмониторинга статистических данных о количестве проведенных контрольных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований

УОНД, ЮУ, территориальные органы Росфинмониторинга

Не реже одного раза в квартал

8.

Организация проведения обучающих мероприятий в целях ПОД/ФТ, в том числе с использованием возможностей дистанционного обучения

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе

Приложение N 2
к Программе проведения Федеральной службой по
финансовому мониторингу профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
законодательства о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма

Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий

Должность

Фамилия, имя, отчество

Начальник управления организации надзорной деятельности

Зайцев Егор Владимирович (495) 627-33-97

Заместитель начальника управления организации надзорной деятельности

Курьянов Александр Михайлович (495) 627-33-97

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО

Волков Станислав Евгеньевич (495) 626-24-14

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО

Иванов Федор Кириллович (812) 493-74-40

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО

Каракулина Наталья Алексеевна (831) 434-30-32

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО

Савенков Сергей Валерьевич (863) 280-03-04

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по УФО

Румянцев Андрей Львович (343) 355-15-99

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО

Некрасов Сергей Юрьевич (383) 220-18-95

Руководитель МРУ Росфинмониторинга по ДФО

Чевелев Виктор Евгеньевич (4212) 45-79-52

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СКФО

Борисов Денис Александрович (87934) 5-54-34

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю

Ходоровский Максим Викторович (8692) 488-403


Источник: http://internet.garant.ru